Учитель из Якутска обратилась в прокуратуру по поводу отсутствия компенсации за работу на ЕГЭ

«До сих пор, включая 2017 год, ни один педагог РС (Я), задействованный в должности «организатор в/вне аудитории в пункте проведения экзамена» при организации ЕГЭ, не получил гарантированную законом денежную компенсацию за работу, не входящую в его должностные обязанности, из денег, выделяемых на финансирование ЕГЭ (как это гарантируют законы), — пишет Екатерина Софронеева в своем заявлении. — Все это время, если учителя привлекались к работе в рабочее время, то слышали от администраций школ, что «это Ваше рабочее время, вот и работайте». Но дело в том, что всегда педагоги после работы организаторами ЕГЭ шли в свои школы, чтоб выполнять свои функциональные обязанности».

Заявление подано 27 октября, под ним поставили подписи 19 педагогов региона. Они просят прокуратуру проверить факты нецелевого расходования средств регионального бюджета, начать выплачивать компенсации и принять меры к урегулированию вопроса о возможности приема пищи работниками, задействованными в работе на ЕГЭ.

Публикуем заявление Екатерины Софронеевой полностью.

Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке от учителей города Якутска (представитель Софронеева Е.С.)

З А Я В Л Е Н И Е

Согласно ФЗ «Об образовании» №273, статья 47, часть 9, педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ в рабочее время, должна выплачиваться компенсация за работу за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ. Согласно Закону «Об образовании» Республики Саха (Якутия) (№359-V, статья 22), педагогам, участвующим в организации ЕГЭ, выплачивается компенсация за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета РС (Я), выделяемых на проведение ЕГЭ. Этот же источник выплаты компенсации зафиксирован в приказе Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников…», п.2.3.

К сожалению, до сих пор, включая 2017 год, ни один педагог РС (Я), задействованный в должности «организатор в/вне аудитории в пункте проведения экзамена» при организации ЕГЭ, не получил гарантированную законом денежную компенсацию за работу, не входящую в его должностные обязанности, из денег, выделяемых на финансирование ЕГЭ (как это гарантируют законы).

Все это время, если учителя привлекались к работе в рабочее время, то слышали от администраций школ, что «это Ваше рабочее время, вот и работайте». Но дело в том, что всегда педагоги после работы организаторами ЕГЭ шли в свои школы, чтоб выполнять свои функциональные обязанности. То есть, во-первых, фронт работы педагога не уменьшался, равно как и время, затрачиваемое на эту работу. Во-вторых, эта работа не входит в должностные обязанности педагога, а значит не может считаться оплаченной по основному трудовому договору. Функции «организатора в/вне аудитории» в ППЭ не входят в должностные обязанности педагогов согласно Единому квалификационному справочнику, а также трудовым договорам педагогов. Педагоги выполняют работу на ГИА не вместо основной работы, а в дополнение к ней.

Работа организатором длится от 6 до 8 часов без возможности принимать пищу под видеонаблюдением и требует от педагогов строгого соблюдения большого количества требований, предельной скрупулезности при заполнении форм отчетности и неусыпного внимания к выпускникам. При этом организатор несет административную ответственность за соблюдение процедуры ГИА. Нередко учителя за эту неоплаченную работу привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности и вынуждены нанимать адвокатов для защиты в суде. Есть прецедент, когда на педагогов из Якутского городского лицея подали в суд по результатам московской проверки, но решение суда, в конечном итоге, было на стороне учителей. Получается, что все 17 лет, что ЕГЭ проводится в РС (Я), для педагогов возникает дополнительная ответственность, а понятия о дополнительной оплате не возникает. Эта ситуация для правового государства является, конечно, ненормальной.

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) проводится государством независимо от школы. Эта работа является дополнительной, а значит должна компенсироваться дополнительно, как это гарантируют Трудовой кодекс РФ, а также федеральный и региональный законы «Об образовании», причем согласно законам не из средств, выделяющихся на финансирование школ, а из средств, выделяемых регионом на проведение ГИА.

Также многие педагоги привлекались к работе в отпуске. При такой системе неизбежно возникает нарушение ТК РФ, так как чаще всего директора привлекают к этой работе без отзыва из отпуска. А потом дают возможность «догулять» эти дни своего отпуска в другое время. И называют это компенсацией работы на ЕГЭ. «Отгул», предоставляемый тем, кто работал организатором во время отпуска по приказу своего работодателя без отзыва (в нарушение ТК РФ), не является по сути дополнительным днем отпуска, а лишь переносит день его окончания, не увеличивая фактическое количество дней отпуска. Следовательно, «отгул» или «день к отпуску», как его называют директора школ и МОиН РС (Я), не является оплатой работы организатора ГИА. А в редких случаях, когда дни к отпуску действительно добавляются, они оплачиваются из ФОТ ОУ, что является нецелевым расходованием средств, дополнительной нагрузкой на фонд оплаты труда школы, что противоречит законам «Об образовании» РФ и РС (Я), где указан иной источник финансирования компенсации за работу на ГИА.

В редких случаях педагоги республики получали денежную компенсацию из стимулирующей части фонда оплаты труда. Но в этом случае также налицо нецелевое расходование средств, так как работа на ЕГЭ должна финансироваться из бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение ЕГЭ, а не из денег, выделяемых на финансирование школ.

Выплаты компенсаций за работу организаторам ГИА из ФОТ школ по сути являются нецелевым расходованием ФОТ, уменьшающим объем зарплаты педагогов за основную работу.

Согласно Конституции РФ, ст. 53, каждый «имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Фактически мы имеем дело с бездействием органов власти, которое повлекло за собой использование неоплачиваемого труда педагогов.

Дело в том, что размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливается (согласно законам «Об образовании») Правительством РС (Я) за счет бюджетных ассигнований госбюджета РС (Я), выделяемых на проведение ЕГЭ. Этот порядок был утвержден лишь 4 июля 2017 года Постановлением правительства РС (Я) № 237 в «Положении о порядке и размере выплаты компенсации…». Это Положение было утверждено лишь после того, как республиканская прокуратура внесла в апреле 2017 года представление об устранении этого нарушения – отсутствия порядка для выплаты компенсации за работу. То есть налицо ситуация, когда труд педагогов по приказу директоров (которые, в свою очередь, исполняли приказы МОиН РС (Я)) осуществлялся много лет, но оставался все это время некомпенсированным, иначе говоря все эти годы использовался неоплачиваемый труд педагогов. Мы считаем, что это неприемлемая ситуация для правового государства.

Также хотим обратить Ваше внимание на тот факт, что в Положении о выплате компенсации указан незаконный источник финансирования – не бюджетные ассигнования, выделяемые на проведение правительством республики на проведение ЕГЭ, а субвенция, предоставляемая на обеспечение госгарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение допобразования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. Указанный источник не соответствует установленному законами. Кроме того, в Постановлении правительства от 12 мая 2016 г. №152 о субвенции в пункте 2.4. сказано, что «субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства госбюджета РС (Я), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством РФ». Налицо несоответствие подзаконного акта (Положения об оплате) законам Об образовании РФ и РС (Я) в пункте об источнике выплат. Республиканская прокуратура не обратила внимания на этот факт – на несоответствие подзаконного акта (Положения об оплате) законам в пункте 2.10. об источнике финансирования.

При этом ежегодно Правительством РС (Я) выделяются деньги на организацию и проведение ЕГЭ.

Как следует из ответа от 25 мая 2017 г. Министерства образования на запрос газеты «Якутск Вечерний», копия которого прилагается, «Ежегодно Министерством образования и науки РС (Я) предусматриваются средства на проведение государственной итоговой аттестации… Приказом МОиН РС (Я) ежегодно утверждаются нормативы трудозатрат на обеспечение и проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам (ЕГЭ, ГВЭ) и основного общего образования (ОГЭ). В соответствии с нормативами средства на оплату работы председателей и членов предметных комиссий, экспертов республиканских предметных комиссий, экспертов республиканских предметных комиссий, секретарей предметных и конфликтных комиссий, верификаторов предусмотрены в рамках госзадания Центра мониторинга качества образования – регионального оператора по проведению ГИА».

Со слов Мординовой О.Т. (заместитель председателя рескома профсоюза работников образования Щепанской Я.С.), произнесенных на собрании председателей профкомов школ города в начале октября, замминистра образования по финансовым вопросам Семенова Е.Н. на недавнем совещании (сентябрь-октябрь) сказала, что оплачиваться труд «организаторов ГИА» будет из фонда оплаты труда школ. Министерство образования РС (Я) считает такой порядок законным вопреки действующему законодательству.

На основании вышеизложенного просим провести прокурорскую проверку, включающую аудит в отношении денег, выделявшихся на проведение и организацию ГИА (ЕГЭ, ОГЭ). При этом хотелось бы получить ответы на следующие вопросы:

1. Почему все эти годы не предусматривались средства на оплату труда «организаторов ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) в/вне аудитории» из указанного законами для этих целей источника. И почему средства не были предусмотрены в рамках госзадания ЦМКО (регионального оператора по проведению ГИА). Вследствие этого труд педагогов республики по сей день остается неоплаченным. А может быть эти деньги выделялись в статье «организация ГИА (ЕГЭ, ОГЭ)», но не доходили до «организаторов в/вне аудитории».

2. Хотелось бы знать, кто занимается ценообразованием в данной сфере и устанавливает такие (высокие в случае некоторых задействованных категорий) доходы по договору? Мы уверены, что этих денег, которые ежегодно осваиваются, должно было хватать и на оплату труда «организаторов в/вне аудитории».

В случае подтверждения нецелевого расходования средств или фактов коррупции при освоении денег, выделяемых на ГИА (ЕГЭ, ОГЭ,), просим инициировать соответствующие процедуры для несения заслуженного наказания всеми виновными в сложившейся ситуации.

Согласно ответу МОиН РС (Я) от 26 июля 2017 г. на запрос газеты «Якутск Вечерний» (копия прилагается) оплата педагогам за организацию ЕГЭ в сентябрьские сроки «будет произведена в соответствии с постановлением Правительства РС (Я) №237 от 4 июля 2017 г. «Об утверждении Положения о порядке и размере выплаты компенсации…»». В связи с этим возникает необходимость проверить, был ли применен механизм оплаты, утвержденный в Положении (заключение дополнительного трудового соглашения, оплата работы по тарифу, обозначенному в Положении). Если да, то получается, что оплата была произведена из несоответствующего законам источника (не из денег, выделяемых на финансирование ГИА, а из денег, выделяемых на финансирование школ). Если порядок не был применен, то получается, что была применена схема, действовавшая 16 лет и описанная в начале данного заявления, что тоже незаконно.

Также хотим обратить Ваше внимание на тот факт, что в Положении от 4 июля 2017 г. утвержден порядок, при котором педагоги заключают договор с директорами-работодателями. Во-первых, непонятно, какое отношение имеют директора школ к проведению ЕГЭ, ведь ГИА организуется Министерством независимо от школы. Во-вторых, такой порядок неизбежно влечет за собой противоречие с трудовым законодательством при привлечении собственным работодателем к работе в отпуске без отзыва из последнего. А отзыв из отпуска влечет за собой дополнительную нагрузку на фонд оплаты труда школы. Поэтому именно ЦМКО, а не директора-работодатели педагогов, должен привлекать последних к работе в качестве «организатора» по отдельному договору так же, как это делается с экспертами ГЭК и членами апелляционных комиссий. Оплата труда при этом также должна производиться из средств, выделяемых РС (Я) на проведение ГИА.

В этом же источнике (ответ МОиН РС (Я) от 26.07.2017) сказано, что «оплата за досрочный и основной этапы 2017 года будет произведена в соответствии с приказом МОиН РС (Я) об утверждении нормативов трудозатрат на обеспечение и проведение ГИА (оплаты труда «организаторов в\вне аудитории» это точно не коснулось) и Порядком расходования субвенций на обеспечение госгарантий на получение общедоступного и бесплатного… образования… утвержденным постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152». То есть на деле была применена схема, описанная в начале нашего заявления, а значит дополнительный труд, фактически, не был компенсирован вопреки законам «Об образовании» и ТК РФ. Просим принять меры по обеспечению права педагогов на получение гарантированной законом компенсации в этом году, так как из ответа министра образования от 26 июля 2017 г. следует, что оплата «будет произведена», однако до сих пор этого не произошло.

Также просим принять меры к урегулированию вопроса о гарантированной ТК РФ возможности принимать пищу в течение рабочего дня всем категориям задействованных при организации и проведении ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) (в частности, «организаторам в/вне аудитории»).

Труд педагогов, задействованных при организации ГИА (ЕГЭ, ОГЭ), должен, наконец, стать оплачиваемым из установленного законами источника. Мы считаем, что для этого необходимо по линии прокуратуры провести анализ тех сумм, которые будут утверждаться МОиН РС (Я) и Правительством РС (Я) на следующий год (весна-лето 2018).

Материалы по теме:

Учитель из Якутска вышла на пикет с требованием ввести оплату на ГИА

Профсоюз «Учитель» выступил с законодательной инициативой по внесению изменений в закон «Об образовании»